Русское рыцарство в наши дни

И.М. Альгашов

Загадка реликвей – медальонов, преподнисенных мальтийскими    рыцарями Императору Павлу I.

 

 

   Все началось после подписания Конвенции с Мальтийским Орденом Императором Павлом I. В знак признательности Священный совет Ордена решил возложить на Императора Павла Петровича титул Протектора Ордена Св. Иоанна Иерусалимского.

   Посол Ордена Св. Иоанна Иерусалимского граф Джулио д Лита в период деятельности по подготовке к этому написал следующее письмо Великому Магистру Ордена де Рогану: « Я не могу не указать Вашему Преимуществу мысль, которая здесь ( в Петербурге) будет очень приятна и хорошо оценена. Хорошо бы назначить для Его Императорского Величества древний Мальтийский крест, прежде принадлежавший Вильерсу, Де-Лиль Адаму, Ла Валетту или д, Обюссону. Я не сомневаюсь, что таковой найдется или в нашей церкви Св. Иоанна, или в Оружейной, или в Казначействе. Я вполне уверен, что таковой крест отыщется, особенно если поискать с добрым желанием найти. Ваше Преимущество лучше меня знает, что вера порождает чудеса.».

   В результате поисков 29 ноября 1797 года на торжественной церемонии по случаю принятия Императором звания Протектора, ему были преподнесены среди даров знаки ордена, принадлежавшие Великим Магистрам Ла Валетту и де, Обюссону.

   Они были включены в число коронных драгоценностей.

    До нашего времени в научно-исследовательской литературе об этих знаках почти ничего не писалось, а если и писалось, то об одном знаке, причем вид его изображался достаточно абстрактно. Кроме того, они считались исчезнувшими. Однако, несколько лет назад пропавшие орденские реликвии были обнаружены в фондах Оружейной палаты Московского Кремля, куда они, по-видимому, были перемещены из Бриллиантовой Кладовой Зимнего Дворца, вместе с другими мальтийскими святынями.

   Их исследовала директор Оружейной палаты Никитина В.М. Результаты ее работы были опубликованы в материале « Реликвии Мальтийского ордена из Оружейной палаты Московского Кремля».

 

   Что же собой представляют эти орденские знаки?

   Согласно сообщению Никитиной В.М. и опубликованной фотографии – это ромбовидные золотые медальоны, выполненные в технике ажурного сканого плетения с восьмиконечными белыми эмалевыми крестами на обеих сторонах. Внутри каждого из них находится реликварий. Носились они на шее на орденской черной (монашеской) ленте.

   Этим описанием исчерпывается исследование Никитиной В.М. К сожалению, глубже работа более никем не была выполнена.

   А ведь сам вид знаков очень необычен для католического рыцарского Ордена Св. Иоанна. Скорее всего, они были созданы в домальтийский период.

   Этому свидетельствует то, что техника сканого плетения, в которой выполнены золотые ромбы медальонов, не характерна для Западной Европы средних веков. Стиль работы имеет восточный характер. Так что, можно сделать предположение, что эти знаки выполнены гораздо раньше, чем попали в руки тех, кого считают их владельцами.

   Возможно даже, что эта работа восточных или византийских мастеров, времени крестовых походов или пребывания Ордена ни Кипре или Родосе.

   Еще один нюанс.

   В Каталической Церкви ни рыцари военно-монашеских орденов, ни церковное руководство не носили знаки подобного вида. Знаками сана были кресты, но не медальоны. Данные же медальоны скорее напоминают иерусалимские или византийские православные архиерейские панагии, работы восточных мастеров или же ювелиров Византийской Империи.

   Вполне возможно, что на островах Кипр и Родос, общаясь с восточным и православным населением, а также духовенством, высшие иерархи Ордена заказывали себе по типу знаков сана  Иерусалимского Патриархата медальоны-панагии с реликвариями, украшенные символикой Ордена Св. Иоанна.

   Великий церковный раскол не оказал сильного влияния на Мальтийский Орден, особенно в его ранней стадии становления и развития. А быв, в свое время, под патронатом Иерусалимского Патриарха и побывав в Византии, и вывезя оттуда Святыни, ставшие в дальнейшем Главными Святынями Ордена, высшие рыцари, возможно захотели иметь и знаки сана, подобные знакам Высших Восточных Православных Церковных Иерархов.

   Ранняя история Мальтийского Ордена и сферы общения его членов в то время дают нам право предполагать подобное.

   Найденные в фондах Оружейной палаты реликвии Ордена Св. Иоанна Иерусалимского еще раз доказывают связи иоаннитского ордена с восточным православным духовенством, как основным его источником создания и формирования в качестве духовно-рыцарской организации.

 

                               

 

                                Президент Владимирской Ассоциации Ордена Св. Иоанна Иерусалимского

                                Рыцарь по Праву

                                Брат Иоанн (Альгашов)

 

Hosted by uCoz